После дерзкого вторжения в Малую Азию через пролив Геллеспонт, весной 334 года до н.э., царь Александр разгромил на своем пути всех персидских сатрапов и в битве при Иссе нанес поражение персидскому войску во главе с Дарием III. Дарий бежал вглубь империи, а пока он собирал силы, Александр овладел Финикией, Сирией и Египтом.
Вопреки своему огромному желанию нагнать Дария, Александр не мог сделать этого, пока сильный флот персов угрожал ему в Средиземном море, а многие города оставались подвластны Персии. Бездействие персидского царя, говорит о том, что Дарий взял на вооружение тактику скифов-кочевников: заманив неприятеля вглубь вражеской территории, измотать и разгромить Александра. Дарий III, будучи явно неуверенным в своих силах, неоднократно слал Македонскому царю предложения о мире и разделе земель. Во избежание войны, он предложил Александру огромный выкуп за захваченный македонцами гарем, руку своей дочери и все земли западнее Ефрата. Но Александр ответил отказом персидскому царю, его целью было захват всей персидской империи.
Усилив и обезопасив тыл, Александр повел свою армию в глубь Персии. При переправах македонцев через Ефрат и затем Тигр, персидские сатрапы могли помешать Александру, но вместо этого отходили, не сделав ни одной попытки остановить неприятеля. Возможно, что Дарий заманивал Александра на равнину, где есть возможность для обширной кавалерийной атаки.
После переправы через Тигр, Александр обнаружил персидскую армию в 75 км от города Арбеллы. Арбеллы располагались на пересечении многих стратегических дорог, по которым удобно было собирать войска со всех уголков огромной империи.
Благодаря астрономическим записям в дневниках Вавилонских жрецов, стала известна точная дата битвы при Гавгамелах – 1 октября 331 года до н.э.
Когда армии Дария и Александра встретились на расстоянии примерно 6-7 километров, Александр приказал войску разбить лагерь и отдохнуть, а персы, боясь молниеносной атаки македонцев, простояли в полной боевой готовности всю ночь и в итоге к сражению были уже морально надломленными усталостью и страхом перед македонской армией.
Во время битвы возничий Дария был убит дротиком, однако персы приняли его смерть за смерть персидского царя. Паника охватила их ряды. Левый фланг персов стал разваливаться и отступать. Увидев это, Дарий обратился в бегство, после чего побежали и его войска, находившиеся рядом. Могучая армия персов бежала, а Александр возобновил преследование царя персов в сторону Арбел.
Арриан писал, что Александр потерял 100 человек только среди гетайров и половину кавалерии гетайров (тысячу лошадей). Персов же пало до 30 тысяч человек, и ещё больше было взято в плен. Курций увеличил число погибших персов до 40 тысяч и оценивает потери македонцев в 300 человек. Неизвестный автор папируса приводит потери македонцев в 1000 пехотинцев и 200 всадников.
Эта информация вызывает большие сомнения, чтобы победители подсчитывали трупы врагов на поле боя?; собственные потери искажены неопределенностью с тем, кого учитывали среди павших, только ли знатных македонцев-гетайров, или погибших воинов из Македонии, или абсолютно всех, включая греков и варваров в рядах армии Александра.
После битвы при Гавгамелах Александру сдался и Вавилон, и другие города Персидской империи, при этом персидские вельможи и вассалы присягают на верность Александру, новому правителю Азии. Царь персов Дарий III бежал на восток в надежде собрать там армию, но был убит собственным сатрапом – Бессом.
И вот, просуществовала более чем 200 лет, великая Персидская держава, раскинувшаяся от Эгейского моря на западе, до красочной Индии на востоке, пала от рук юного Македонского царя.