Религия имеет тесные связи с историей того или иного народа, что отражают археологические находки в древней Месопотамии. До появления первых храмов, там находились священные хранилища зерна. Община хранила зерно про запас, в случае неурожая и иных бедствий. Священным оно считалось, так как из зерна производят хлеб, а хлеб всему голова. Возле хранилища совершались обряды и поклонения, которые напрямую имели связь с урожаем, хлебом, сбором урожая, посевной и.т.д. Боги должны были оберегать хлеб и помогать в получении урожая, а общины должны были молиться им и приносить жертвы.
Эта последовательность наблюдается у многих племен и этносов в автохтонных верованиях до прихода мировых религий. Мы видим, что храм для общин древности – это, прежде всего, хлеб, их жизнь. Однако стоит учитывать, что после появления крупных городов и храмов, последние выполняли как религиозные, так и хозяйственные функции вплоть до конца цивилизации Месопотамии.
Рядом с храмом располагался загон для скота и огороженный участок для выпаса животных. Там же жил жрец, мужского пола, когда храм посвящался богине, а женского пола, когда храм посвящался богу. Проходили обрядовые свадьбы бога с жрицей, либо богини с жрецом. Забота о плодородии был приоритетом, от этого зависела жизнь общин. Великий Геродот описывал вавилонский храм Бела-Мардука: «В этом храме стоит большое, роскошно убранное ложе, и рядом с ним — золотой стол. Никакого изображения божества там нет. Да и ни один человек не проводит здесь ночь, за исключением одной женщины, которую, по словам халдеев, жрецов этого бога, бог выбирает себе из всех местных женщин. Эти жрецы утверждают, что сам бог иногда посещает храм и проводит ночь на этом ложе».
Городские храмы той эпохи вели самую разнообразную деятельность, не только религиозную. Во владении храмов был пространные пастбища, поля, скотина. Кроме этого, храмами осуществлялась морская, караванная торговля с соседними и дальними государствами. В какой-то степени можно сравнить финансовую деятельность тех храмов с функциями нынешних банков. Они давали ссуды под проценты зерном или серебром, занимались куплей-продажей недвижимости, сдавали и брали в аренду дома, сады, здания. При храме работали мастерские разных направлений. В храмах были библиотеки, архивы, школы, то есть за ними были закреплены просветительские и культурные функции. Итак, общественная жизнь зависела от жрецов, имевших большое признание и богатства. Храмы не трогали храмы, не вторгались в их жизнь, народы завоевывались, а преемственность не пропала.
Зачастую завоеватели расправлялись с властью царей, а храмы не разрушали.