Историческое развитие племен Месопотамии напоминает историю Египта, хотя прямых связей почти не было в раннюю эпоху, однако формы религии имели некоторые сходства.
При раскопках древних сирийских и вавилонских поселений, дворцов обнаружено множество вещественных памятников, изображений духов, богов, а также глиняные таблички с надписями.Наиболее древние памятники цивилизации Двуречья, где широко использовалось оросительное земледелие и регулирование русел рек, берут свое начало в IV тыс. до н.э. На этой территории господствовали шумеры, племены, жившие там до прихода семитских. Происхождение шумеров, их сходство с современными этносами пока не установлено. Шумерские общины древности – небольшие самостоятельные поселения, вокруг которых находились земледельческие районы, они представляли собой первичные объединения по территориальному признаку, где каждый имел некий общинный культ. Каждая община, вероятно родоплеменная, верила в своего местного бога-покравителя, который также был повелителем их местности, а служителем его был князь общины – патеси (энси). Патеси исполнял роль вождя и жреца.
В древнейшее время, до начала III тысячелетия, общинные культы шумеров предположительно были самостоятельными, показываю самостоятельность этих общин. Скорее всего, в более раннее время из небольших групп, сложившихся по родовому и территориальному признаку, сформировались общины. Можно рассмотреть примеры формирования образов общинных или племенных патронов. Покровителем древнего поселения Лагаш был Нингирсу (повелитель Гирсу). В свою очередь Гирсу – название небольшого поселка, вошедшего в состав территории города Лагаш. Следующее поселение, ставшее частью Лагаша, веровало в покровительницу богиню Бау. После объединения двух поселений, племена представляли богиню Бау женой Нингирсу.