Основы цивилизации на Индском полуострове закладывались примерно 5000 лет назад. Английский археолог Раймонд Олчин из Кембриджа показал, что примерно в 3000 г. до н.э. ее характерные особенности стали проявляться на всей территории долины Инда. Наиболее же ярким выражением этой культуры в период от 2600 до 2500 г. до н.э., как признают теперь уже большинство ученых, стали грандиозные города Хараппа и Мохенджо-Даро.
Пытаясь объяснить подъем Хараппы, с одной стороны, и такое долгое сохранение элементов культуры Кот-Диджи — с другой, археологи супруги Джим Шаффер из Западного Резервного университета и Диана Лихтенштейн из Колледжа Болдуин-Уоллеса утверждают, что кот-диджанцы и народ зрелой Хараппы были близкими, но все-таки разными этническими группами, сосуществовавшими внутри большой культурной традиции долины Инда. Имея общие культурные особенности, такие, как кирпичная архитектура и терракотовые скульптурки, эти этнические группы вместе участвовали в функционировании экономической системы, основой которой было производство пищи, а благосостояние человека определялось количеством крупного рогатого скота, которым он владел.
В 26-м столетии до н.э., говорят Шаффер и Лихтенштейн, хараппцы становятся доминирующей этнической группой великой долины Инда. Возможно, путем ассимиляции меньших групп они создают огромные запасы богатства в виде стад быков, коз и других животных, которые они где-то должны были пасти. Потребность находить все новые и новые пастбища могла стать причиной быстрого распространения хараппцев по всей долине Инда.
Почти такой же быстрой — и до сих пор непонятной — стала внезапная гибель культуры Хараппы. Цивилизация, создавшая великие города Хараппу и Мохенджо-Даро, исчезла в первой половине второго тысячелетия до н. э., оставив в истории едва различимый след. Что же случилось с этим древним народом? Какое влияние его культура оказала на более поздние индийские цивилизации? Эти вопросы будут мучить археологов и историков еще многие годы.