Раннее поселение само по себе имело много типичных особенностей Хараппы. Город был окружен массивной каменной стеной и имел хорошо спланированную внешнюю жилую часть.
Здания были сделаны из хорошо обожженного кирпича и камня, положенных на фундамент из необработанного известняка, каждый дом имел купальню. Среди предметов в хараппском стиле, найденных в комнатах домов, были фигурки богини-матери, терракотовые игрушечные повозки, глиняные браслеты, бронзовые наконечники для стрел и медные украшения.
Примерно в это же время археологи обнаружили похожие на Кот-Диджи поселения в Амри, Калибангане и Рехмандхери, а также в долинах рек бассейна Инда. Количество этих городов раннего периода Хараппской цивилизации оказалось почти равным количеству городов периода расцвета Хараппы.
Приняв во внимание этот факт, доктор Мохаммед Рафик Мугал из Пакистана предложил новую теорию для объяснения взрывного характера распространения культуры Инда примерно в 2500 году до н. э.
Он считал, что этот расцвет урбанистической культуры был не спонтанным, инициированным контактами с Месопотамией, явлением, а напротив, высшей точкой процесса, начавшегося в долине Инда гораздо раньше. Конечно, эти предположения явно противоречили гипотезам Уилера.
Естественно, что вскоре перед археологами встала проблема определения возраста этой цивилизации.
Для начала Уолтер Файрсервис и Беатрис де Карди из Археологического Института Лондонского университета независимо друг от друга провели серию раскопок курганов в долине Инда и в Белуджистане — области бесплодных гор, не защищенных от ветра плато и засушливых речных бассейнов на западе Индостана. Результаты этих раскопок озадачивали.
Даже наиболее сложные и точные радиоуглеродные методы датировки не смогли установить возраст поселений, возникших до 4000 года до н.э.