Когда сэр Александр Каннингхэм, генеральный директор недавно основанной Археологической Службы Индии, во второй раз посетил руины Хараппы зимой L873 года. 20 лет назад Каннингхэм, прочитав о руинах в записках закоренелого бродяги и дезертира Британской Армии, известного под именем Чарльз Мэссон, первый раз увидел это место площадью 6,5 квадратных километров в пойме реки Рави в долине Инда. Мэссон, загадочная личность, настоящее имя которого было Джеймс Левис, натолкнулся на Хараппу в 1826 году, путешествуя по болотистым лесам провинции Пенджаб. Подавляя все вокруг, писал Мэссон, в центре долины возвышались «рушащийся замок из кирпича» и «высокая скала», на вершине которой были руины каких-то сооружений в восточном стиле и остатки стен с нишами. Стены и башни замка были удивительно высоки, однако время не пощадило их и, после стольких лет полного забвения, во многих местах были заметны следы разрушения.
В первое посещение эти руины показались Каннингхэму гораздо большими, чем описанные Мэссоном. Сейчас Каннингхэм не смог обнаружить даже следов замка. Строители железной дороги, прокладывающие колею к недавно законченной линии Лахор—Мултан, использовали прекрасно обожженный кирпич Хараппы для полотна дороги. И действительно, осмотр линии железной дороги показал, что из Хараппы и других древних руин рабочие утащили столько кирпича, что этого оказалось достаточно для прокладки приблизительно 160 километров путей.