Искусство и архитектура

Об архитектуре и изобразительном искусстве мы получаем возможность судить довольно поздно.

В ведийский период крупных культовых сооружений не возводилось. Величественные дворцы Чандрагупты и Ашоки, о которых сообщают греки, были построены из дерева и не сохранились. Известны главным образом буддийские памятники каменного зодчества – пещерные храмы и монастыри, иногда огромных размеров, со сложной архитектурой, а так же ступы – сооружения курганского характера, предназначенные для хранения святынь.

В маурийскую эпоху появляются и первые наземные храмы,

сначала буддийские, а затем и индуистские. Ранние индуистские храмы имели плоские крыши, были приземисты и массивны. Только к концу гуптского периода они устремляются в высоту и приобретают величественный вид. Основным элементом храма становится башня, возведенная над маленьким темным святилищем, где помещались идолы или символы божества.

Первые памятники каменной скульптуры также связаны с буддизмом и относятся к маурийской и послемаурийской эпохам. Это знаменитая резная ограда вокруг Большой ступы в городе Санчи, рельефы Бхархута, памятные колонны со сложными капителями (одна из них – Сарнатхская колонна с изображением львов – стала гербом Индийской Республики). В скульптуре первых вековновой эры наиболее крупными были матхурская и гандхарская школы.

Первая, названная так по городу Матхуре, возникла на чисто индийской основе и явилась развитием традиций маурийского периода.

Вторая называлась по имени Гандхары, области на крайнем северо-западе страны. Гандхарская скульптура представляла собой сложный сплав индийских и среднеазиатских традиций при сильнейшем воздействии эллинистического искусства. В матхурской и гандхарской скульптуре впервые стал изображаться Будда и сложился его традиционный иконографический облик.

Живопись Древней Индии известна главным образом по настенным росписям (сюжетным и декоративным), сохранившимся в буддийских пещерных храмах и монастырях Аджанты. Древнейшие из них относятся к рубежу новой эры.